Администрация Киржачского района Владимирской области
Официальный интернет-портал

Новости

17.12.2022
Управление Росреестра по Владимирской области информирует

Изъятие земельного участка: основные положения, порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости
В силу положений статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в гражданском праве рассматривается как основание принудительного прекращения права собственности.
Основания изъятия земельных участков делятся на два основных вида:
- изъятие земельных участков в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- изъятие земельных участков при ненадлежащем использовании.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления
При этом предусмотрено обязательное письменное уведомление правообладателя земельного участка о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд органом, принявшим решение об изъятии.
Необходимо отметить, что за изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение, размер которого определяется по результатам оценки.
Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд определены Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации).
Основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
«Важно отметить, что земельный участок может быть также изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом, а также использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации», - подчеркивает начальник отдела регистрации объектов недвижимости крупных правообладателей и регистрации арестов Управления Росреестра по Владимирской области Ирина Милова.
В силу положений статьи 60.1 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, является договор купли-продажи такого земельного участка, а также вступившее в законную силу решение суда о его изъятии.


Соблюдение требований земельного законодательства
Управление Росреестра по Владимирской области напоминает о необходимости соблюдения требований земельного законодательства. 
К самым распространенным нарушениям земельного законодательства относятся:
 -самовольное занятие земельного участка (так называемые «самозахваты», или использование чужой земли без предусмотренных законом оснований)
 - нецелевое использование земель, то есть использование участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования. Например, земельный участок имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на земельном участке собственник разместил какое-либо производство или магазин – это нарушение.
 - неиспользование земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, то есть если такие земельные участки не используется в течение установленного законодательством срока. Заброшенные участки создают угрозу стихийных свалок, зарастания сорной травой и пожаров, что приводит к негативным последствиям для собственников соседних участков.
За такие виды нарушений предусмотрен административный штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
 Росреестр осуществляет государственный земельный надзор с целью защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков от действий нарушителей земельного законодательства, а также устранения выявленных нарушений. Соблюдение законодательства при использовании земель способствует их вовлечению в экономический оборот.
С целью выявления нарушений инспекторы по использованию и охране земель Управления Росреестра по Владимирской области проводят контрольные (надзорные) мероприятия, виды которых определены ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Контрольные (надзорные) мероприятия,  осуществляемые Росреестром и его территориальными органами, проводятся с взаимодействием с контролируемыми лицами и без взаимодействия с контролируемыми лицами в форме плановых и внеплановых мероприятий. 
Контрольные (надзорные) мероприятия, такие как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка проводятся с взаимодействием с контролируемыми лицами в форме плановых и внеплановых мероприятий. 
Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся должностными лицами Росреестра, его территориальных органов без взаимодействия с контролируемыми лицами только в рамках внеплановых контрольных мероприятий. Для проведения таких мероприятий, в рамках осуществления государственного земельного надзора, Росреестр использует данные дистанционного зондирования Земли (фотосъемка поверхности авиационными и космическими аппаратами).
В случае обнаружения нарушений возбуждается дело об административном нарушении, на основании которого устанавливаются его обстоятельства, и выносится решение о назначении административного наказания в виде штрафа.
Размер административного штрафа определяется в зависимости от вида нарушения и категории нарушителя. Он определяется в рублях в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение. Если кадастровая стоимость такого земельного участка не установлена, КоАП установлены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей. 
Чтобы не стать нарушителями земельного законодательства и не обременить свой бюджет большими штрафами, напоминаем юридическим и физическим лицам о необходимости оформления документов на используемые земельные участки и использованию их по целевому назначению.