Педагогические работники, занимающие должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» обладают правом на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск
Соответствующие разъяснения даны в письме Минпросвещения России от 03.06.2024 №ТВ-889/08 «О направлении разъяснений».
В письме указывается, что Постановление Правительства РФ от 03.04.2024 № 415 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее - Постановление № 415), устанавливающее продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, в том числе должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Пунктом 2 Постановления № 415 предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», в части указанной должности педагогического работника, то есть с 02.03.2022 года.
Таким образом, педагогические работники, занимающие должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», имеют право на отпуск продолжительностью, установленной Постановлением № 415, в том числе за периоды работы со 02.03.2022 по 31.08.2024 г., с 1 сентября 2024 года.
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) подготовлена памятка для работников пунктов проведения экзаменов по организации входа в пункты проведения экзаменов
В письме Рособрнадзора от 30.05.2024 № 04-162 «О направлении памятки для работников пунктов проведения экзаменов по организации входа в пункт проведения экзаменов» отмечено, что Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения и Рособрнадзора от 4 апреля 2023 г. N 233/552, досмотр участников ЕГЭ не предусмотрен.
Металлоискатели в пунктах проведения экзаменов (далее - ППЭ) должны быть настроены таким образом, чтобы сигнал металлоискателя появлялся при проходе в ППЭ с мобильными и иными электронными устройствами, но не подавал сигнала при проходе через рамки металлоискателей при наличии незначительных металлических элементов в одежде.
Перед началом проведения ЕГЭ с помощью стационарных и (или) переносных металлоискателей у участников экзамена проверяют наличие запрещенных средств. При появлении сигнала металлоискателя участнику экзамена предлагается показать предмет, вызывающий сигнал. Если этим предметом является запрещенное средство, в том числе средство связи, участнику экзамена предлагается сдать его в место хранения личных вещей или сопровождающему.
Дополнительно обращается внимание, что организатор вне аудитории/работник по обеспечению охраны правопорядка не прикасается к участникам экзамена и его вещам, а просит добровольно показать предмет, вызывающий сигнал переносного металлоискателя, и сдать все запрещенные средства.
С 1 марта 2025 г. вносятся изменения в правила признания лица инвалидом, ребенком-инвалидом
Постановлением Правительства РФ от 06.06.2024 № 771 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 588» вносятся изменения в правила признания лица инвалидом, ребенком-инвалидом.
В частности, установлено, что одновременно в зависимости от структуры и степени стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, должна определяться целевая реабилитационная группа (несколько целевых реабилитационных групп при сочетании нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности).
Целевая реабилитационная группа устанавливается на срок установления группы инвалидности, категории «ребенок-инвалид».
В случае необходимости внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации и абилитации в связи с установлением целевой реабилитационной группы (целевых реабилитационных групп) гражданину, ранее признанному инвалидом (ребенком-инвалидом), по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя, взамен ранее выданной индивидуальной программы реабилитации и абилитации составляется новая индивидуальная программа реабилитации и абилитации без проведения нового освидетельствования, если с момента предыдущего освидетельствования прошло не более 3 лет по данным, имеющимся в протоколе проведения медико-социальной экспертизы. При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации и абилитации, не осуществляется.
В соответствии со сложившейся судебной практикой хищение денежных средств с банковской карты квалифицируется как преступление, предусмотренное п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, как кража с банковского счета
В отличие от обычного хищения чужого имущества, кража с банковской карты (банковского счета) независимо от суммы похищенного является тяжким преступлением, а следовательно, в соответствии с положениями ст.25 УПК РФ уголовные дела о таких преступлениях не подлежат прекращению в связи с примирением с потерпевшим, и в силу ст. 314 УПК РФ не могут быть рассмотрены в особом порядке судебного разбирательства.
Для квалификации преступных действий по п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ не имеет значения, каким образом похищены денежные средства – через банкомат, либо путем перевода денежных средств на другой банковский счет, либо путем совершения покупок через интернет, либо путем оплаты покупок в магазине.
Найденная на улице чужая банковская карта не является находкой, а является ключом к чужому банковскому счету, поэтому снятие денежных средств с найденной карты, либо оплата покупок с ее помощью образуют состав преступления, предусмотренного п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ, которое наказывается лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
Сведения о должниках по алиментным обязательствам будут включаться в специализированный реестр
Федеральным законом от 29.05.2024 №114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что сведения о должниках по алиментным обязательствам будут включаться в специализированный реестр.
Речь идет о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск.
Реестр будет являться составной частью банка данных в исполнительном производстве, содержащем сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Сведения по исполнительным производствам, должники по которым включены в реестр должников по алиментным обязательствам, являются общедоступными до их исключения из указанного реестра в связи с полным погашением задолженности или по другим основаниям, установленным в соответствии с порядком создания и ведения банка данных.
Также предусматривается, что в целях получения актуальной информации о трудоустройстве должника ФССП России может запрашивать в автоматическом режиме соответствующую информацию у органов государственной власти, иных органов, государственных внебюджетных фондов, организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 24.05.2025.
Изменения в законодательстве об образовании
01.05.2024 вступил в действие Федеральный закон от 14.04.2023 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которым в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «целевое обучение», а также в новой редакции изложена ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, регулирующая вопросы реализации прав граждан на получение образования на основании договора о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Указанной нормой закона в новой редакции расширен перечень заказчиков целевого обучения, теперь помимо федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, заказчиком могут быть индивидуальные предприниматели.
Из существенных условий договора о целевом обучении исключены обязательства заказчика целевого обучения по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина.
Одновременно в число существенных условий договора о целевом обучении включено обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении. Указанной обязанности корреспондировано право заказчика целевого обучения на получение из образовательной организации сведений о результатах освоения гражданином образовательной программы.
Претерпели изменения и нормы, предусматривающие ответственность сторон, в случае уклонения от исполнения условий договора о целевом обучении.
Ранее, при нарушении условий сделки гражданин возмещал заказчику расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в двойном размере. Теперь в таком случае он должен возместить заказчику целевого обучения в полном объеме расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, без каких-либо штрафных санкций.
При этом, ответственность заказчика изменена с двукратного размера меры социальной поддержки, до суммы, равной трехкратной величине 2 среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
Закон распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу.
Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних к совершению антиобщественных действий
Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий предусмотрена ст.151 УК РФ.
Под антиобщественными действиями понимается вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством.
Под вовлечением следует понимать действия взрослого лица, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего лица желания совершить антиобщественные действия. Действия взрослого лица могут выражаться как в форме обещаний, обмана и угроз, так и в форме предложения совершить антиобщественные действия, разжигания чувства зависти, мести и иных действий.
К уголовной ответственности привлекается лицо, достигшее 18-летнего возраста.
За совершение данного преступления лицу может быть назначено наказание в виде обязательных работ до 480 часов, исправительных работ до 2 лет либо лишения свободы на срок до 4 лет.
Об уголовной ответственности родителей
Родительская ответственность по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности несовершеннолетних занимает особое место в уголовно-правовой сфере.
Уголовный Кодекс РФ предусматривает отдельные статьи преступлений, ответственность за совершение которых может понести только родитель (законный представитель). К таким составам преступления отнесены статья 156 и 157 УК РФ.
Ст.156 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в соответствии с которой наказание может быть назначено виновному в виде штрафа в размере до 100 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до 440 часов, либо исправительных работ на срок до двух, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Ст. 157 УК РФ предусматривает ответственность родителей за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей с наказанием в виде исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Компенсации в сфере ЖКХ, предусмотренные для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса.
Вместе с тем, следует учесть, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Административная ответственность за спам-звонки и недобросовестную рекламу микрофинансовых организаций
Федеральным законом от 06.04.2024 № 78-ФЗ внесены изменения в отдельные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В частности, статья 14.3 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о рекламе, дополнена частью 4.1, устанавливающей ответственность за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.
За совершение указанного правонарушения граждане могут быть подвергнуты административному штрафу в размере от 10 до 20 тыс. рублей, должностные лица - от 20 до 100 тыс. рублей, юридические лица - от 300 тыс. до 1 млн рублей.
Кроме того, усилена ответственность за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее.
Так, с апреля 2024 года ответственность за данное правонарушение на должностных лиц устанавливается в виде штрафа в размере от 40 до 100 тыс. рублей, на юридических лиц - от 600 тыс. до 1,6 млн рублей.
Новые требования действуют с 17 апреля 2024 года.
«Установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, в одиночку воспитывающим ребенка в возрасте до 16 лет»
Федеральным законом от 14.02.2024 № 12-ФЗ внесены изменения в ст.261 Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), в соответствии с которыми установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, в одиночку воспитывающим ребенка в возрасте до 16 лет.
Ранее такие гарантии были предусмотрены для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и других лиц, воспитывающих таких детей без матери.
В настоящее время расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до шестнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.
«Уголовная ответственность за хищение денежных средств с банковской карты»
В условиях роста числа преступлений, связанных с хищением денежных средств с банковских счетов, совершенствуется законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за преступления такой категории.
Данное преступление квалифицируется по пункту «г» части 3 статьи 158 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 15 УК РФ данное преступление относится к категории тяжких преступлений. Максимальным наказанием за его совершение вне зависимости от размера ущерба является лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
Тайное изъятие денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств, например, если безналичные расчеты или снятие наличных денежных средств через банкомат были осуществлены с использованием чужой или поддельной платежной карты, надлежит квалифицировать как кражу по признаку «с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств».
По п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ квалифицируются действия лица и в том случае, когда оно тайно похитило денежные средства с банковского счета или электронные денежные средства, использовав необходимую для получения доступа к ним конфиденциальную информацию владельца денежных средств (например, персональные данные владельца, данные платежной карты, контрольную информацию, пароли). Так, например, лицо находит банковскую карту, на которой имеется функция бесконтактной оплаты, после чего расплачивается данной банковской картой за приобретенные товары или оказанные услуги.
Ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации
Развитие технологий в современном мире обуславливает их проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи коммуникационных сетей, но и злоумышленники, преследующие различные противоправные цели.
Возросло количество преступлений в сфере компьютерной информации или так называемые киберпреступления, которые на практике нередко используются в качестве инструментария завладения чужим имуществом.
В соответствии с ч.1 ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации – является уголовно-наказуемым деянием, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. Компьютерная информация (один из видов информации) определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети.
Под неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации понимается получение возможности ознакомиться и (или) воспользоваться компьютерной информацией, путем проникновения в компьютерную систему с использованием специальных технических или программных средств или посредством социальной инженерии, фишинга, брутфорса и т.п.
Неправомерным признается доступ к компьютерной информации лица, не обладающего правами на получение и работу с данной информацией либо компьютерной системой, в отношении которых приняты специальные меры защиты, ограничивающие круг лиц, имеющих к ней доступ.
Состав преступления, предусмотренный ч.1 ст. 272 УК РФ, носит материальный характер и предполагает обязательное наступление одного или нескольких указанных в законе последствий: уничтожение информации - приведение ее полностью либо в существенной части в непригодное для использования по назначению состояние; блокирование информации - создание условий ее недоступности, невозможности ее надлежащего использования (например, изменение злоумышленником идентификационной пары (логин и пароль), используемой собственником страницы в социальных сетях); модификация (переработка) информации - любые изменения компьютерной информации, в том числе внесение изменений в программы, базы данных, текстовую информацию, находящуюся на материальном носителе; копирование информации - неправомерный перенос информации на другой материальный носитель.
Наступление уголовной ответственности за использование родительского контроля на телефоне ребенка
Программные средства (мобильные приложения) родительского контроля, устанавливаемые и на техническое устройство (как правило, смартфон), находящееся в пользовании родителя, и на техническое устройство, находящееся в пользовании ребенка, относятся к тем доступным инструментам, которые рассматриваются как специально созданные для обеспечения безопасности ребенка, ограждения его от неблагоприятного воздействия. Ряд из них, помимо возможности увидеть местоположение ребенка, получить тревожный сигнал при его нахождении в местах, не относящихся к разрешенным ему для посещения, совершить звонок даже при отключенном звуке сигнала телефона и т.п., позволяет также с использованием штатных (обычных) функций современных технических устройств в течение определенных временных интервалов слышать происходящее вокруг этого технического устройства.
Использование таких программных средств действующим правовым регулированием не запрещено и не ограничено. Само по себе приобретение (скачивание), установка на технические устройства и использование таких программных средств для целей осуществления родительского контроля в интересах безопасности ребенка не могут в системе действующего регулирования считаться противоправными.
Если родитель с помощью программы удаленного контроля на смартфоне ребенка прослушивает окружающую ребенка обстановку, то он не понесет уголовной ответственности по ст.137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни», если не преследовал цели собрать сведения о частной жизни других людей. Это следует из постановления Конституционного Суда РФ от 18.01.2024 №2-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.О. Вильке».
Вместе с тем, если будет установлено, что использование программного средства родительского контроля не только ситуативно (пусть и неоднократно) дало или могло дать доступ к информации о частной жизни других лиц, составляющей их личную или семейную тайну, но и преследовало цель собирания именно такой информации, то имеются основания для применения ч.1 ст.137 УК РФ.
Право на единовременные выплаты распространено на совершеннолетних детей погибших участников СВО
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.04.2024 № 245 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» единовременные денежные выплаты в равных долях будут начисляться также и детям погибших (умерших) участников СВО старше 18 лет.
Единовременная денежная выплата в случае смерти (гибели) военнослужащего на СВО (5 млн руб.) предусмотрена, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей». Она выплачивается супруге погибшего, его родителям, несовершеннолетним детям и лицам, находящимся на иждивении (п. 1.2. ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Право на эту выплату распространено и на взрослых детей погибшего (умершего). В случае отсутствия детей старше 18 лет выплаты будут производиться полнородным и неполнородным братьям и сестрам погибшего. Выплаты также предусмотрены несовершеннолетним и студентам-очникам до 23 лет.
Уголовная ответственность за коммерческий подкуп
Коммерческий подкуп – это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
Уголовная ответственность предусмотрена как за дачу коммерческого подкупа, так и за получение коммерческого подкупа. При этом преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей (ст. 204 УК РФ).
Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги, иное имущество и услуги имущественного характера, выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.
Значительным размером признается сумма коммерческого подкупа, превышающая 25 тыс. рублей, крупным размером — превышающая 150 тыс.рублей, особо крупным размером – превышающая 1 млн. рублей.
Максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 12 лет. Возможно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет. Кроме этого виновному может грозить штраф до 5 млн. рублей.
Об ответственности за «телефонный терроризм»
За заведомо ложное сообщение об акте терроризма (взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий), совершенное из хулиганских побуждений, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 207 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Сам по себе террористический акт - уголовное преступление. Любые проявления, связанные с ложными сообщениями о готовящемся террористическом акте, также являются уголовно наказуемыми деяниями. Уголовная ответственность за это преступление наступает в отношении лица, достигшего ко времени совершения преступления 14 лет. Если лицо добросовестно заблуждается и полагает, что его информация о готовящемся акте терроризма соответствует действительности, то ответственность исключается.
Наказание за это преступление:
- штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей;
- ограничение свободы на срок до 3 лет;
- принудительные работы на срок от 2 до 3 лет.
Более суровое наказание предусмотрено за совершение указанного деяния в отношении объектов социальной инфраструктуры, причинение крупного ущерба, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. При этом максимальное наказание за эти деяния – штраф до 2 млн. рублей, лишение свободы на срок от 8 до 10 лет.
Следует помнить, что если преступление совершено лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности, бремя ответственности за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке сообщения о преступлении возлагается на родителей (усыновителей) или попечителей, либо организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой несовершеннолетний находился под надзором. Указанные лица привлекаются в качестве гражданского ответчика и с них взыскиваются понесенные государством расходы в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Внесены изменения в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации»
С 22 апреля 2024 года вступил в силу закон, направленный на повышение мотивации у молодежи к активному построению карьеры и адаптацию молодых граждан на первом рабочем месте.
Теперь к основным направлениям реализации молодежной политики также относится содействие профессиональному развитию молодых работников.
Законом введена категория «молодой работник», к которой относится гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, имеющий трудовой стаж не более трех лет и не относящийся к категории «молодой специалист».
«Молодым специалистом» признается гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией, в том числе имеющий трудовой стаж, полученный в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения.
Федеральным и региональным законодательством при реализации молодежной политики, установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, может устанавливаться иной максимальный возраст, но не менее 35 лет.
Указанные положения направлены на поддержку молодежи, работающей не в соответствии с полученной квалификацией, при этом вносящей значительный вклад в экономическое развитие государства.
Дети с редкими заболеваниями будут быстрее получать необходимые лекарства
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2024 № 499 внесены изменения в Правила приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2021 № 545.
В отношении детей указанной категории Фондом «Круг добра», созданным в 2021 году по инициативе Президента России В.В. Путина, реализуется дополнительный механизм организации и финансового обеспечения оказания медпомощи, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, техническими средствами реабилитации, в том числе незарегистрированными в Российской Федерации.
Вступающие с 1 мая 2024 г. изменения предусматривают незамедлительную передачу лекарств из зарезервированного запаса фонда в медицинские организации после постановки диагноза ребёнку.
По информации официальных источников в общей сложности процедура предоставления лекарства с момента подачи заявки в фонд и до получения препарата сократится с 24 до 6 рабочих дней.
Способы защиты граждан от мошенничеств, совершаемых дистанционным способом
Как показывает практика, очень часто граждане, общаясь по телефону, а также в сети Интернет, с ранее неизвестными им лицами, добровольно переводят свои денежные средства в сумме до нескольких миллионов рублей мошенникам, которые действуя под различными предлогами звонят и настойчиво предлагают перевести денежные средства на «безопасные» счета для «защиты от мошенников», либо использовать денежные средства для совершения спекулятивных сделок на рынке криптовалюты с целью получения большой прибыли, и т.д.
В качестве способов защиты от такого рода мошенничеств следует рассматривать:
- незамедлительное прекращение общения с такими лицами, вне зависимости от того, кем они представляются – «сотрудниками банка», «сотрудниками полиции», «сотрудниками ФСБ», «сотрудниками Интернет-проекта» и т.д.;
- незамедлительное обращение в органы внутренних дел по телефонам 102, 112;
- блокирование номеров телефонов звонивших посторонних лиц на своем телефоне, смартфоне с целью предотвращения повторных звонков злоумышленников и поступления от них сообщений;
- при малейшем подозрении на перевод денежных средств с ваших счетов, незамедлительное блокирование банковских карт, счетов через приложение банка, а также путем обращения в банк лично или по телефону, указанному на сайте банка;
- при любом общении с посторонними лицами, кем бы они не представлялись, нельзя передавать им какие-либо сведения о себе, о своих счетах, пароли от входа в личный кабинет банка, в личный кабинет госуслуг, личный кабинет налогоплательщика, коды и пароли, поступающие вам в СМС, иных электронных сообщениях и т.д.;
- после окончания беседы всегда следует вспоминать какие данные вы сообщили постороннему о себе из вышеуказанных. Если это все-таки произошло, следует принять меры к незамедлительному блокированию ваших личных электронных кабинетов и обращению в полицию.
Следует проверять полномочия и личность звонящих вам путем звонка в правоохранительные органы, банки по телефонам, указанным на их официальных сайтах.
При наличии затруднений с дальнейшими действиями, в случае настойчивых звонков посторонних, рекомендуется, особенно для пожилых граждан, посоветоваться с ближайшими родственниками, сообщить им о возникновении такой проблемы.
ПОМНИТЕ: любое промедление с обращением в правоохранительные органы позволит мошенникам вывести Ваши денежные средства на другие счета и похитить их.
Сохранение пособия по уходу за ребенком до полутора лет при досрочном выходе на работу
ФЗ № 614-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2024 вступили в силу поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей в части порядка начисления пособия по уходу за ребенком.
Теперь право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется и в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, выходит на работу ранее достижения им возраста полутора лет (в том числе на условиях неполного рабочего времени, работы на дому или дистанционной работы).
Сохраняться пособие будет и в случае, когда такое лицо в период предоставленного отпуска работает у другого работодателя, а также при продолжении обучения.
До указанной даты право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохранялось только в случае работы лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Аспекты защиты прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом
Приобретение товаров дистанционным способом, в частности с использованием сети Интернет, в настоящее время является одним из наиболее распространенных видов покупок.
Вместе с тем наряду с удобством и простотой такой способ несет в себе существенные риски для потребителя, выражающиеся как в высокой вероятности приобретения товара, не отвечающего заявленным потребительским свойствам, так и в существующей опасности стать жертвой мошеннических действий со стороны злоумышленников, результатом чего может стать хищение денежных средств потребителя, уплаченных за товар, который фактически ему в итоге не передаётся.
Последующая защита и восстановление нарушенных прав потребителя, как правило, осложняется удаленностью местонахождения продавца, а также возможными проблемами при его идентификации.
Вопросы, связанные с куплей-продажей товаров дистанционным способом, регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.
Основными правами потребителя при приобретении товаров дистанционным способом являются:
- право отказа от товара в любое время до его передачи, а после передачи – в течение семи дней, при этом потребитель не обязан указывать причины своего отказа;
- право отказа от товара в течение трёх месяцев с момента передачи товара, в случае если в момент доставки товара до потребителя в письменной форме не доведена информация о порядке и сроке возврата товара ненадлежащего качества.
При этом следует помнить, что при возврате покупки потребитель обязан сохранить товарный вид товара, его потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки, либо иные доказательства приобретения товара у соответствующего продавца.
При возврате товара продавец обязан не позднее чем в десятидневный срок возвратить потребителю уплаченную сумму за исключением расходов продавца на доставку товара, которые он должен подтвердить документально.
Необходимо иметь ввиду, что большинство электронных торговых площадок не гарантируют добросовестность продавцов, использующих их для своей деятельности, а также качество реализуемого товара и легитимность его происхождения, поэтому в целях минимизации негативных последствий приобретения товара, несоответствующего ожиданиям, потребителям необходимо:
- перед покупкой убедиться в наличии данных об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора;
- воздержаться от приобретения товара, если условия его покупки предусматривают стопроцентную предоплату, а также неправомерное условие об отсутствие права у потребителя на возврат товара;
- также необходимо воздержаться от приобретения товара у продавца, в отношении которого отсутствует информация о его длительной хозяйственной деятельности на соответствующем рынке, и при наличии негативных отзывов покупателей о приобретенных товаров у данного продавца;
- в момент получении товара принять все возможные меры по определению его соответствия заявленным характеристикам, отсутствию признаков использования его ранее, восстановления товара, его составных частей, наличия пломб, иных защит от подделки, предусмотренных изготовителем, соответствия даты его изготовления, идентификационных данных, технических и иных характеристик, в том числе с использованием ресурсов, имеющихся в сети Интернет, убедиться в отсутствии общеизвестных признаков контрафактности изделия;
- при наличии сомнений в качестве или подлинности товара, отказаться от получения товара непосредственно в месте его доставки;
- при обнаружении признаков ненадлежащего качества после получения товара незамедлительно принять меры к их фиксации, а также соблюдению процедуры и условий возврата товара ненадлежащего качества в предусмотренные сроки.
Уголовная ответственность за подкуп лиц, организующих государственные и муниципальные закупки
В рамках реализации основных направлений концепции противодействия коррупции в Российской Федерации органами власти принимается комплекс мер, направленных на усиление ответственности за коррупционные правонарушения и преступления, в том числе, в сфере осуществления закупочной деятельности органами власти и местного самоуправления.
С целью усиления уровня ответственности, в Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) с 04.05.2018 введена и действует в настоящее время ст. 200.5 УК РФ, предусматривающая ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, к которым относятся не только должностные лица заказчика, но и лица, хотя и не являющиеся должностными, но непосредственно участвующие в организации закупок, в том числе, при составлении конкурсной документации, организации электронных аукционов или проверке предоставляемых товаров (работ, услуг) перед подписанием уполномоченным должностным лицом соответствующих актов об их приеме
При этом уголовную ответственность по указанной статье за совершенное преступление несут как передающие незаконное вознаграждение, так и лица, его получающие, а в качестве коррупционного вознаграждения могут выступать не только деньги, ценные бумаги, иное движимое и недвижимое имущество, но и услуги имущественного характера.
За подкуп вышеперечисленных лиц предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, а за получение незаконного вознаграждения – в виде лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Вместе с тем, в соответствии с примечанием № 2 к указанной статье УК РФ передавшее незаконное вознаграждение лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в случае добровольного сообщения в правоохранительные органы о совершенном деянии и активного способствования раскрытию преступления.
В Российской Федерации введена уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
С 1 июля 2024 года Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 217.3 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)», согласно части первой которой отмеченное нарушение, совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности по ст. 20.35 КоАП РФ за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (на сумму более 1 млн. руб.), наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Новый состав не касается нарушений на объектах топливно-энергетического комплекса и транспорта, за которые предусмотрена отдельная ответственность по статьям 217.1 и 263.1 УК РФ.
«Осторожно, мошенники!»
В условиях развития цифровой экономики, электронных платежных систем персональных электронных устройств и Интернета стремительно возросло количество совершенных с их использованием преступлений.
Совершению данной категории преступлений способствуют доверчивость граждан, недостаточная их осведомленность и пренебрежительное отношение к элементарным правилам безопасности.
Для предупреждения противоправных действий по дистанционному хищению денежных средств важно запомнить следующее.
Сотрудники банка по телефону или в электронном письме не запрашивают:
• персональные сведения (серия и номер паспорта, адрес регистрации,
имя и фамилия владельца карты);
• реквизиты, срок действия, ПИН- и CVV-коды банковских карт;
• пароли или коды из СМС-сообщений для подтверждения финансовых операций или их отмены;
• логин и пароль для входа в личный кабинет клиента банка.
Сотрудники банка также не предлагают:
• установить программы удаленного доступа (или иные сторонние приложения) на мобильное устройство и разрешить подключение к ним под предлогом технической поддержки (например, удаление вирусов);
• перейти по ссылке из СМС-сообщения;
• включить переадресацию на телефоне клиента для совершения в дальнейшем звонка от его имени в банк;
• под их руководством перевести для сохранности денежные средства на «защищённые» или «безопасные» счёта;
• зайти в онлайн-кабинет по ссылке из CMC-сообщения или электронного письма.
Банк может инициировать общение с клиентом только для консультаций по предоставляемым услугам. При этом звонки совершаются с номеров, указанных на оборотной стороне карты, на официальных сайтах и банковских документах. Иные номера не имеют никакого отношения к банку.
Чтобы не стать жертвой дистанционного мошенничества следует использовать только официальные каналы связи:
• формы обратной связи на сайте банка и в мобильном приложении;
• телефоны горячих линий;
• группы или чат-боты в мессенджерах (если таковые имеются).
Важно помнить, что мобильные приложения банков следует скачивать через официальные магазины (Арр Store, Google Play и т.п.).
Необходимо учитывать, что держатель карты обязан самостоятельно обеспечить конфиденциальность ее реквизитов и в этой связи избегать:
• подключения к общедоступным сетям Wi-Fi;
• использования ПИН- или CVV-кодов при заказе товаров и услуг через сеть «Интернет», а также по телефону (факсу);
• сообщения названных кодов третьим лицам (в противном случае любые операции, совершенные с их использованием, считаются выполненными самим держателем карты и не могут быть опротестованы).
При использовании банкоматов отдавайте предпочтение тем, которые установлены в защищённых местах (например, в госучреждениях, офисах банков, крупных торговых центрах). Перед его использованием, осмотрите и убедитесь, что:
• все операции, совершаемые предыдущим клиентом, завершены;
• на клавиатуре и в месте для приема карт нет дополнительных устройств;
• отсутствуют неисправности и иные повреждения.
Совершая операции, не прислушивайтесь к советам незнакомых людей и не принимайте их помощь.
При использовании сотовых телефонов (смартфонов) соблюдайте следующие правила:
• при установке мобильных приложений обращайте внимание на полномочия, которые они запрашивают. Будьте особенно осторожны, если приложение просит права на чтение адресной книги, отправку CMC-сообщений и иных уведомлений, доступ к сети «Интернет»;
• отключите в настройках возможность использования голосового управления при заблокированном экране;
• не переходите по ссылкам из CМС-уведомлений, различных чатов и мессенджеров, не убедившись в их достоверности (перезванивайте людям их приславшим);
• не перечисляйте денежные средства знакомым, родственниками и близким лицам на их просьбы о переводе денежных средств из CМС-уведомлений, различных чатов и мессенджеров, не убедившись в их достоверности (перезванивайте людям их приславшим);
При использовании интернет-сервисов, в то числе для покупки и продажи товаров и оказания услуг (Авито, Юла и т.п.) запомните ряд простых правил:
• используйте средства общения, предоставленные данными сайтами;
• не переходить на «индивидуальное» общение с посторонними лицами с использованием личных номеров телефонов;
• не передавайте свои персональные данные, в том числа адрес проживания, контактные телефоны, банковские реквизиты и коды подтверждения банковских операций;
• используйте только порядок и формы оплаты, получения товаров, предусмотренные данными интернет-сервисами.
При оплате товара и услуг в сети «Интернет» (особенно при привязке к регулярным платежам или аккаунтам) требуется всегда учитывать высокую вероятность перехода на поддельный сайт, созданный для компрометации клиентских данных, включая платежные карточные данные.
Для минимизации возможных хищений при проведении операций с использованием сети «Интернет» рекомендуется:
• оформить виртуальную карту с установлением размера индивидуального лимита, ограничивающего операции, в том числе с использованием других банковских карт;
• внимательно читать тексты CMC-сообщений и иных уведомлений с кодами подтверждений, проверять реквизиты операций. Если реквизиты не совпадают, то такой пароль вводить нельзя.
Когда банк считает совершаемые от имени клиента операции подозрительными, он может по своей инициативе временно заблокировать доступ к сервисам CMC-банка и онлайн-кабинета. Если операции совершены держателем карты, для быстрого возобновления доступа к денежным средствам достаточно позвонить в контактный центр банка.
В случае утери или смены номера телефона, привязанного к банковской карте, необходимо:
• связаться с банком для отключения услуги CMC-уведомления;
• заблокировать сим-карту, обратившись к сотовому оператору.
При возникновении малейших подозрений насчет предпринимаемых попыток совершения мошеннических действий следует незамедлительно уведомлять об этом банк.
Соблюдение приведенных мер и рекомендаций позволит предотвратить случаи дистанционного хищения денежных средств.
О порядке перехода с платного обучения на обучение за счет бюджетных ассигнований
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.08.2023 № 822 утвержден порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на обучение за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов либо за счет собственных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Сроки подачи обучающимися таких заявлений устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При этом обеспечивается открытость информации о количестве вакантных мест, сроках подачи заявлений путем размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
Право на такой переход с платного обучения имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения при условии прохождения промежуточной аттестации в рамках курсов, предшествующего подачи заявления, на оценки не ниже «хорошо» и отнесено (за исключением иностранных граждан) к следующим категориям лиц:
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа;
- граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя-инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- женщин, родивших ребенка в период обучения;
- детей лиц, принимающих или принимавших участие в СВО;
- утраты обучающимся в период обучения одного или обоих родителей или единственного родителя (законных представителей).
Приоритетность перехода устанавливается специально создаваемой комиссией в соответствии с вышеперечисленными условиями. Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно.
В случае перехода с обучающимся заключается соответственно либо договор об образовании или договор о целевом обучении.
Порядок распространяется также и на иностранных граждан, которые в соответствии с законодательством вправе обучаться за счет бюджетных ассигнований.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 марта 2030 года.
С 25.07.2024 предусмотрены новые меры по защите денежных средств от хищений
Федеральным законом от 24.07.2023 № 369-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
В соответствии с изменениями с 25.07.2024 банки должны до списания средств проверять все переводы на наличие признаков мошенничества, в том числе сверяться с базой данных Центрального банка Российской Федерации.
При этом проверять операции на предмет мошенничества будет не только банк плательщика, но и банк получателя.
Если операции по переводу средств были осуществлены без согласия клиентов, банки должны будут вернуть средства в течение 30 дней, в течение 60 дней – если речь идет о трансграничных переводах.
Помимо этого, у банков появится возможность замораживать операции сроком на два дня, если у кредитной организации возникнут подозрения, что средства могут попасть мошенникам.
Порядок установления факта отсутствия родительского попечения
В течение трех рабочих дней со дня получения указанных сведений орган опеки и попечительства либо при определенных условиях иная уполномоченная организация проводят обследование условий жизни ребенка и его семьи (п. 1 ст. 122 СК РФ).
При проведении обследования уполномоченный специалист выявляет, в частности:
уровень обеспечения основных потребностей ребенка (состояние здоровья, внешний вид, основной уход, воспитание, образование и пр.);
семейное окружение ребенка;
жилищно-бытовые и имущественные условия;
наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы.
В ходе обследования могут использоваться такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи; опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком; наблюдение, изучение документов и пр. При этом должна быть обеспечена конфиденциальность персональных данных граждан.
В течение трех дней со дня проведения обследования оформляется акт, в котором в том числе указываются выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии (утрате) родительского попечения над ребенком.
В течение трех дней со дня утверждения акта его копия в установленном порядке направляется родителям (законным представителям) ребенка (при наличии сведений об их месте жительства или месте пребывания).
В случае установления факта отсутствия (утраты) родительского попечения орган опеки и попечительства обязан:
обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве;
при наличии установленных оснований, подтвержденных соответствующими документами, зарегистрировать сведения о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также внести информацию в анкету ребенка.
региональному оператору для первичного учета в региональном банке данных о детях и одновременно - федеральному оператору для первичного учета в федеральном банке данных о детях.
Прокуратура Киржачского района