В настоящее время все большее развитие получает применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора. Данное понятие закреплено в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно пункту 2 статьи 8.1 указанного Закона риск-ориентированный подход предусматривает присвоение каждому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю определенной категории риска либо класс (категория) опасности с целью определения интенсивности, периодичности и продолжительности мероприятий по контролю и профилактике нарушений обязательных требований.
Постановление Правительства от 17.08.2016 № 806 утвердило Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Критерии отнесения к таким категориям либо классам должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения субъектами требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, а также вероятность несоблюдения ими обязательных требований.
В настоящее время внедрение риск-ориентированного подхода продолжается, так же как и реформирование контрольно-надзорной деятельности. В планах на 2019 - 2025 гг. автоматизировать систему просчета рисков, окончательно внедрить использование проверочных листов и механизмы обучения подконтрольных субъектов, что в итоге даст формирование централизованной комплексной системы оценки, развития и классификации профессиональных компетенций государственных служащих контрольно-надзорных органов, позволит минимизировать коррупционную составляющую.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) начала реализацию модели риск-ориентированного подхода контрольно-надзорной деятельности с 1 января 2018 года.
Росреестр в настоящее время проводит проверки соблюдения требований земельного законодательства с применением риск-ориентированного подхода.
Минэкономразвития России было поручено утвердить индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении Росреестром государственного земельного надзора, которые используются для определения необходимости проведения внеплановых проверок.
Согласно постановлению от 7 августа 2017 г. № 943 «О применении риск-ориентированного подхода при государственном земельном надзоре», в отношении земельных участков, отнесенных к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в пять лет, срок проведения плановых проверок - не более 17 рабочих дней. В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Законодательно не исключается возможность проведения внеплановых проверок при наличии оснований предполагать нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
Кроме того статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрена организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом.
К ним относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, административные обследования объектов земельных отношений.