О реализации проекта «Земля для стройки»
Росреестром по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» проводится планомерная работа по анализу эффективности использования земель. По результатам этой работы сведения о земельных участках и территориях, пригодных для дальнейшего вовлечения в оборот, отображаются на Публичной кадастровой карте (далее – ПКК).
В ходе выступления на правительственном часе в рамках заседания Совета Федерации руководитель Росреестра Олег Скуфинский отметил, что по поручению Председателя Правительства Российской Федерации совместно с Минстроем РФ и региональными управленческими командами за два месяца сформирован банк данных для жилищного строительства. Это более 5 тысяч земельных участков. Для свободного доступа к этим данным на Публичной кадастровой карте создан сервис «Земля для стройки», с помощью которого в оборот уже вовлечено (арендовано или оформлено в собственность) более тысячи земельных участков.
Управлением Росреестра по Владимирской области с целью реализации указанного проекта также проводится работа по проведению анализа эффективности использования земельных участков в рамках действующего оперативного штаба, в состав которого входят представители администрации Владимирской области, территориального управления Росимущества, Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области, застройщиков, кадастровых инженеров, Филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области (далее – Филиал).
Руководитель Управления по Владимирской области Алексей Сарыгин отмечает: «Этот сервис позволяет потенциальным инвесторам в режиме онлайн на ПКК выбрать и оценить земли на предмет их востребованности для строительства жилья, а также обеспечит взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных лиц».
Основная цель деятельности штаба - это проведение работы по выявлению эффективного и рационального использования земельных участков, незастроенных земель и территорий в регионе, которые могут быть в дальнейшем вовлечены в оборот жилищного строительства.
За период работы оперативным штабом определены 48 земельных участках, пригодных для вовлечения под жилищное строительство, сведения о которых размещены на ПКК. Эти земельные участки распложены в округе Муром, городе Гусь-Хрустальный, Александровском и Вязниковском районах.
В настоящее время часть этих участков предоставлена в установленном действующим законодательством порядке под жилищное строительство гражданам и организациям.
Заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Владимирского филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук Андрей Баринов отмечает: «Проблема эффективного использования земельных ресурсов в Российской Федерации исторически была и остается одной из главнейших, что связано, в первую очередь, с масштабом территории и неравномерной плотностью населения».
В рамках исполнения национального проекта «Жилье и городская среда» Росреестром и администрацией Владимирской области подписано 10.06.2021 года Соглашение о взаимодействии для реализации проекта «Земля для стройки».
Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, могут направлять в администрацию Владимирской области сформированный с использованием сервиса публичной кадастровой карты электронный набор данных о себе и о выбранных земельных участках или территорий.
Директор Филиала Александр Шатохин отмечает: «Данный проект максимально упрощает процедуру поиска и реализации земель для всех участников».
Введены в эксплуатацию информационные системы, необходимые для создания Национальной системы пространственных данных
Росреестр ввел в эксплуатацию две государственные информационные системы, которые станут основой для построения и развития Национальной системы пространственных данных Российской Федерации. Это государственная информационная система ведения Единой электронной картографической основы (ГИС ЕЭКО) и Федеральный портал пространственных данных (ГИС ФППД).
Системы созданы подведомственным Росреестру ФГБУ «Центр геодезии, картографии и пространственных данных» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
«Введенные в эксплуатацию информационные системы - основа для создания государственной цифровой геоплатформы и базовых сервисов на ее основе. Они предоставят необходимый функционал и сервисный инструментарий, с помощью которых органы власти, бизнес и граждане смогут оперативно получить доступ к ЕЭКО и материалам и данным Федерального портала пространственных данных. Это важнейший шаг на пути создания Национальной системы пространственных данных, которая позволит получать комплексные сведения о земле и недвижимости в режиме «одного окна», обеспечит эффективное развитие территорий и оказание качественных государственных услуг для людей. Уже сегодня посредством ГИС ЕЭКО и ГИС ФППД органы государственной власти и муниципалитеты получат геоинформационную поддержку при принятии решений в сфере управления территориями и предоставления услуг населению», - сообщил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.
ЕЭКО представляет собой совокупность пространственных данных о всей территории России. По сути, создание ЕЭКО – это переход на отечественную юридически значимую подложку с метрически точными пространственными данными. В настоящее время она готова на 36,5% (плановое значение показателя на 31.12.2021 – 37,3%). С помощью ЕЭКО можно будет получать различную тематическую информацию (об инфраструктуре, населении, природе и т.д.), а также проводить мониторинг хозяйственной деятельности.
В федеральный фонд пространственных данных включаются пространственные данные и материалы, полученные в ходе геодезических и картографических работ.
«Через личный кабинет ГИС ФППД реализованы возможности для подачи заявления о предоставлении пространственных данных и материалов, содержащихся в ФФПД, сведений ЕЭКО и пространственных метаданных. Пользователь портала может производить расчет стоимости и осуществить оплату по заявлению, получить доступ к сведениям, подлежащим представлению с использованием координат», - сообщила директор ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» Татьяна Турчанова.
В свою очередь, ГИС ЕЭКО позволяет создавать, обновлять и осуществлять мониторинг актуальности сведений единой электронной картографической основы и предоставлять ее всем заинтересованным лицам в различных форматах. В основе ГИС ЕЭКО лежит геоинформационная платформа, включённая в реестр программного обеспечения российского происхождения Минкомсвязи России.
Предполагается, что к 2023 году пространственные данные из ГИС ЕЭКО будут использовать 30 федеральных и 50 региональных органов исполнительной власти, а доля заявлений о предоставлении материалов федерального фонда пространственных данных, поступивших через ГИС ФППД, составит 90%.
«Сегодня одним из ключевых мероприятий в рамках стратегии Росреестра является создание единой цифровой платформы «Национальная система пространственных данных». Первым шагом стала реализация эксперимента по Единому ресурсу о земле и недвижимости. С учетом новых вызовов и клиентских запросов мы должны обеспечить доступность открытых пространственных данных о земле и недвижимости из различных информационных систем. Для этого необходимо объединить в единое платформенное решение такие данные. Создание и ввод в эксплуатацию ГИС ЕЭКО и ГИС ФППД ещё один элемент этой системы. Это результат комплексной работы по развитию отрасли геодезии и картографии. Мы поэтапно реализуем Концепцию цифровой трансформации ведомства. Создаём единую среду разработки, к этой задаче мы приступим в 2022 году, согласно плану», - заявила заместитель руководителя Елена Мартынова.
С учетом новых вызовов разрозненные данные из различных информационных систем должны быть объединены в единое платформенное решение, которым станет создание Национальной системы пространственных данных.
Официальный адрес ГИС ФППД - https://portal.fppd.cgkipd.ru/ Подробно ознакомиться с услугами и сервисами, предоставляемыми с использованием систем, можно в разделе «О портале».
В каких случаях можно бесплатно подвести газ к земельному участку
По поручению Президента РФ Владимира Путина по всей стране реализуется программа социальной газификации, которая позволяет бесплатно подводить газ к границам земельных участков граждан. Этим правом могут воспользоваться владельцы земельных участков, которые находятся в границах газифицированных населенных пунктов.
В нашей стране немало населенных пунктов, к которым уже подведены газовые сети, однако дома их жильцов по различным причинам не подключены к газу. Программа социальной газификации предполагает, что если в населенном пункте есть газовая труба, то до границы участка ее проведут бесплатно, независимо от того, как далеко от нее расположен дом. Ответственность по проведению газа в пределах участка и его подключению непосредственно в доме уже лежит на собственниках. При этом отметим, что программа социальной газификации будет действовать до 31 декабря 2022 года (в отдельных случаях, за пределами 2022 года, например, если газораспределительные сети в населенных пунктах будут проложены после 1 января 2022 г.).
Бесплатно газифицироваться смогут только те участки, дома на которых стоят на кадастровом учете, а также, если у владельцев имеются документы, подтверждающие право собственности на земельный участок и индивидуальный жилой дом.
Если у собственника соответствующих документов нет, то для участия в программе ему необходимо сначала оформить право собственности на земельный участок и дом, и уже после этого подать заявку на проведение газовой трубы.
Управление Росреестра по Владимирской области обращает внимание, что регистрация прав на участок и дом будет полезна не только при проведении газификации. С зарегистрированными правами на недвижимость собственники смогут избежать земельных споров с соседями и совершать с участком любые операции и сделки без лишних проблем. Также наличие в ЕГРН актуальных сведений о характеристиках участка позволит корректно определить его кадастровую стоимость и, как следствие, земельный налог.
После того, как права на земельный участок и дом будут оформлены, собственники могут направлять заявку на газификацию. Это можно сделать дистанционно через портал Госуслуг, портал единого оператора газификации или на сайтах газораспределительных компаний региона. Кроме того, можно посетить офисы МФЦ, а также стационарный или выездной мобильный офис газораспределительной организации.
К заявке необходимо приложить следующий комплект документов: правоустанавливающие документы на земельный участок и индивидуальный жилой дом; ситуационный план; паспорт; СНИЛС; ИНН, а также указать контактные данные.
Об основных положениях Закона «О лесной амнистии»
Принятие Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Закон о лесной амнистии) направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Законом о лесной амнистии установлены новые правила, по которым сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории).
Руководитель Управления Росреестра по Владимирской области (далее – Управление) Алексей Александрович Сарыгин отмечает: «ЕГРН, а также иные, предшествующие ему публичные реестры, были созданы именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости и защиты собственников».
В связи с этим законом о лесной амнистии установлены также правила, способствующие защите правообладателей земельных участков, в случае, если границы представленного ему земельного участка пересекают границы лесного участка. Орган регистрации прав в соответствии с нормами Закона о лесной амнистии в силу прямого указания закона вправе самостоятельно устранить указанное пересечение в пользу собственника земельного участка с одновременных исправлением границ лесного участка.
Руководитель Управления А.А. Сарыгин подчеркнул: «Данная норма действует определенный период времени - только до 01.01.2023 года, поэтому собственникам для решения указанной проблемы (пересечения границы его земельного участка с границами лесного участка) необходимо обратиться в многофункциональный центр с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием или уточнением границ своего земельного участка с приложением подготовленного в установленном порядке межевого плана в указанный срок».
Необходимо отметить, что применение данных положений Закона о лесной амнистии, связанное с устранение пересечения, возможно только в отношении земельных участков, удовлетворяющих следующим условиям:
- если имеется пересечение границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, с границами лесного участка, лесничества, лесопарка (при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка);
- если имеется пересечение границ образуемого земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 года и зарегистрированы в ЕГРН, с границами лесного участка, лесничества, лесопарка (при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок);
- если земельный участок был предоставлен гражданину для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до 08.08 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 08.08.2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение (данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 08.08.2008 года). В данном случае проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества не требуется.
О государственной регистрации прав на объект недвижимости на основании судебного акта
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) судебное решение, установившее гражданские права и обязанности, является одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
На территории Российской Федерации государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
Законом о регистрации установлено:
- государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1);
- государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1);
- вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 2 статьи 14).
В связи с этим важно отметить, что права на объекты недвижимости, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в ЕГРН в соответствии с Законом о регистрации на общих основаниях.
Само по себе вступившее в законную силу судебное решение не приведет к возникновению права на объект недвижимого имущества, такое право возникнет только после внесения записи в государственный реестр, т.е. с момента государственной регистрации права.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании решения суда предусмотрены статьей 58 Закона о регистрации.
Следовательно, положениями части 3 статьи 58 Закона о регистрации предусмотрено, что решение, которым разрешен спор о праве на недвижимое имущество, является основанием к регистрации такого права и такая регистрация происходит по заявлению лица, в пользу которого состоялось судебное решение, с предшествующей регистрацией прекращения права другого лица без соответствующего заявления лица, чье право прекращается.
С 30.04.2021 статья 58 Закона о регистрации дополнена частями 4, 8, согласно которым в частности:
если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда содержит необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура объекта капитального строительства на земельном участке, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется;
объект подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения прав на него (если права были зарегистрированы) в случае, если вступившим в законную силу решением суда установлено, что такой объект, сведения о котором содержатся в ЕГРН, не является недвижимостью, при этом подготовка каких-либо иных документов для осуществления органом регистрации прав указанных действий не требуется.
Статья 27 Закона о регистрации дополнена частью 2, согласно которой если отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав признан судом незаконным (не соответствующим основаниям, указанным в Законе о регистрации) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, указанные действия осуществляются без подачи заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу или подлежащего немедленному исполнению в соответствии с законом и поступившего в орган регистрации прав, и документов, ранее помещенных в реестровое дело
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление 10/22) разъяснены многие вопросы, касающиеся государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решений судов, вынесенных по результатам рассмотрения споров о правах на недвижимое имущество.
В частности, важное практическое значение для регистрационной сферы имеет разъяснение, содержащиеся в пункте 21 Постановления 10/22, согласно которому судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности или об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение такого срока является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП (с 01.01.2017 – ЕГРН).
Актуальным остается вопрос государственной регистрации прав на основании решений судов о признании сделки недействительной, в резолютивной части которых не содержится указания на применение ее последствий.
В пункте 52 Постановления 10/22 указано, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
С принятием Постановления №10/22 введен в практику такой способ защиты права как признание права отсутствующим (пункт 52).
Лицо, чье право собственности или иное вещное право нарушено записью в ЕГРП, может обратиться в суд с иском о признании права или обременения отсутствующими, но только в исключительных случаях, когда защита нарушенных прав не представляется возможной ни путем предъявления иска о признании права, ни путем предъявления иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Согласно части 10 статьи 58 Закона о регистрации в случае признания судом зарегистрированного права отсутствующим без признания права за другим лицом государственная регистрация прекращения права может осуществляться по заявлению лица, в пользу которого вынесено такое решение.
Важное практическое значение в учетно-регистрационной сфере имеет разъяснение, сделанное в пункте 53 Постановления №10/22, в котором указано, что наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения соответствующей записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.