Ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях
Статьей 31 Конституции Российской Федерации установлено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статьями 5 и 7 которого установлены обязанности организатора митинга, иного публичного мероприятия подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении такого мероприятия. Организатор не имеет право проводить публичное мероприятие, если уведомление о его проведении не было подано в установленный законом срок или оно не согласовано в установленном порядке. В случае несоблюдения требований закона такое мероприятие считается несанкционированным.
За участие в несанкционированных публичных мероприятиях предусмотрена административная ответственность по статье 20.2 (части 6.1, 8) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с максимальным наказанием: для граждан в виде административного штрафа в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей, или обязательных работ на срок от 40 до 200 часов, или административного ареста на срок до 30 суток; на должностных лиц - от 200 тысяч до 600 тысяч рублей; на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
Неоднократное участие в несанкционированных публичных мероприятиях может повлечь уголовную ответственность по статье 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 КоАП РФ, более двух раз в течение 180 дней. Максимальное наказание по данной норме закона составляет 5 лет лишения свободы.
Административная и уголовная ответственность за указанные правонарушения наступает для лиц, достигших возраста 16 лет.
При этом родители или иные законные представители несовершеннолетних, принимавших участие в несанкционированных публичных мероприятиях, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Кроме того, если действиями несовершеннолетних причинен вред, родители несут ответственность по возмещению этого вреда в соответствии со статьями 1073 и 1074 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Введена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) дополнен новой статьей 264.2, подлежащей применению с 10.01.2022 и предусматривающей ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами.
Согласно части 1 статьи 264.2 УК РФ уголовная ответственность наступает, если лицо уже подвергнуто административному наказанию и лишено права управления транспортными средствами за любое из деяний, предусмотренных частью 7 статьи 12.9 и частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и вновь совершило нарушение правил дорожного движения, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 12.9 либо частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Под нарушением правил дорожного движения понимаются случаи превышения установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 и 80 километров в час (части 4 и 5 статьи 12.9 КоАП РФ), а также выезда на полосу встречного движения либо трамвайные пути встречного направления, за исключением объезда препятствия (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ).
Максимальный размер уголовного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 264.2 УК РФ, составляет два года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В случае наличия судимости по статье 264.2 УК РФ у лица, допустившего нарушения правил дорожного движения по части 4 или 5 статьи 12.9 либо части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, ответственность наступает по части 2 статьи 264.2 УК РФ, которая предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.
Действие статьи 264.2 УК РФ не распространяется на случаи фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Введена административная ответственность за управление транспортным средством, не прошедшим технический осмотр
С 01.03.2022 вступила в силу часть 1.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Санкция указанной статьи влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
При этом, лицо не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи совершения такого административного проступка, выявленные в течение 24-х часов с момента первого выявления данного административного правонарушения.
Порядок оформления диагностической карты установлен статьей 19 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ (в редакции от 30.12.2021) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предусматривает диагностирование транспортного средства техническим экспертом.
Таким образом, указанные нововведения направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, профилактику и пресечение случаев управления транспортными средствами, не отвечающими обязательным требованиям к их техническому состоянию.
Порядок размещения рекламной конструкции
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Порядок распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций регламентируется статьей 19 названного Федерального закона и предусматривает заключение договора с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В обязательном порядке необходимо получить в органах местного самоуправления муниципального района или городского округа разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемое на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
В случае установки и эксплуатации рекламной конструкции без разрешения или срок действия которого истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, на территории которого установлена.
Не допускается распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, а также распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений.
Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, влекут административную ответственность в соответствии со статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция указанной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отменена обязанность издавать приказ о приеме на работу
Федеральным законом от 22.11.2021 № 377-ФЗ внесены изменения в ст. 68 Трудового кодекса РФ.
Ранее в норме было указано, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением), изданным на основании трудового договора.
Согласно внесенным изменениям прием на работу можно оформлять только трудовым договором, без издания приказа (распоряжения) о приеме на работу.
Однако если работодатель желает оформить приказ (распоряжение), он может это сделать. Содержание такого документа должно соответствовать условиям трудового договора.
Распространение заведомо ложной информации о Вооруженных силах РФ влечет ответственность
С 04.03.2022 вступили в силу поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ). Новыми статьями введена ответственность за распространение фейков о действиях Вооруженных сил РФ, умаление их авторитета и призывы к введению антироссийских санкций.
Согласно закону, за публичное распространение заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, установлена уголовная ответственность по статье 207.3 УК РФ с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком до 10 лет, а в случае наступления тяжких последствий - до 15 лет.
Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, влекут уголовную ответственность по статье 280.3 УК РФ.
Максимальное наказание по данной норме закона установлено до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок, если эти действия повлекли смерть по неосторожности и (или) причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо создали помехи функционированию или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
Наряду с этим, УК РФ дополнен статьей 284.2, предусматривающей уголовную ответственность за призывы к иностранным государствам и международным организациям ввести санкции в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц, совершенные гражданином Российской Федерации после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года. Максимальное наказание по этой статье связано с лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.
Размещение в сети «Интернет» фотографии несовершеннолетнего ребенка без согласия родителей влечет ответственность
В силу ст. 11 Федерального закона «О персональных данных» сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 152.1 Гражданского кодека Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в т.ч. его фотографии и видеозаписи) допускается только с его согласия.
В соответствии со ст. 64 Семейного Кодекса Российской Федерации установлено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Таким образом, размещение изображения (фотографии) несовершеннолетнего, в том числе в сети «Интернет», возможно только с согласия его родителей либо иных законных представителей.
При этом законодателем установлен ряд случаев, когда согласие родителей (законных представителей) не требуется, а именно: - использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; - изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; - гражданин позировал за гонорар.
За нарушение требований законодательства о персональных данных предусмотрена административная ответственность по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Прокуратура Киржачского района