Администрация Киржачского района Владимирской области
Официальный интернет-портал

Новости администрации и района

24.05.2024
Управление Росреестра по Владимирской области информирует

Управление Росреестра по Владимирской области  информирует о порядке отказа от права собственности на земельный участок
У многих граждан имеются земельные паи на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и участки в садоводческих товариществах. Некоторые из них заброшены и не используются по назначению. Действующим законодательством предусмотрено, что правообладатели недвижимости несут не только бремя ответственности за принадлежащее им имущество, но и обязанность своевременно уплачивать  налог на это имущество.
Ситуации, когда собственник участка не поддерживает на нем надлежащий порядок и не использует принадлежащую ему территорию, случаются все чаще и по разным причинам: состояние здоровья, удаленное местоположение земельного участка от дорог и коммуникаций, низкое качество почвенного слоя земли и иные факторы. 
Также это ситуации, когда принадлежащие гражданам земельные доли, в состав которых входили сенокосы, пашни и пастбища, были ими ранее выделены и отчуждены частично, но в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) продолжают оставаться актуальными записи о зарегистрированных правах на оставшуюся после выдела и отчуждения земельную долю. При этом заблуждение собственников состоит в том, что право общей долевой собственности на оставшуюся долю в праве общей долевой собственности прекращено, и оплата налогов не требуется. 
«Для случаев, когда владелец не осуществляет надлежащие работы на земельном участке, а также не уплачивает налог за пользование участком или земельной долей, а также во избежание в будущем задолженности по уплате налогов законодателем предусмотрена возможность отказа от права собственности», - отмечает заместитель руководителя Управления Людмила Ларина.
В Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ) установлены различные процедуры отказа от права на земельный участок для собственника участка и для лиц, владеющих земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) содержится общая норма об отказе лица от права собственности в отношении любого имущества. Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Если ГК РФ содержит общее правило о том, что отказ от права собственности на имущество может быть выражен в любой, в том числе и в устной форме, то ЗК РФ устанавливает, что отказ от права собственности на такой вид имущества, как земельный участок, должен быть совершен исключительно в письменной форме и подлежит государственной регистрации.
Согласно части 2 статьи 53 ЗК РФ лицо, желающее отказаться от права собственности на земельный участок, подает заявление о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В настоящий момент таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы.
Порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности определен в статье 56 Федерального  Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной  регистрации недвижимости (Закон о регистрации). Прием заявлений об отказе от права собственности осуществляется в офисах МФЦ. 
Если право собственности на земельный участок (земельную долю) ранее не было зарегистрировано, то согласно часть 2 статьи 56 Закона о регистрации, к заявлению собственника об отказе от права прилагается правоустанавливающий документ, то есть документ, на основании которого возникло право на земельный участок (земельную долю) у гражданина. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок (земельную долю) ранее было зарегистрировано и сведения о правах содержатся в ЕГРН.
В отношении земельных участков, в том числе долей в них, от которых отказались собственники, осуществляется регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования. 
Процедура добровольного отказа от права собственности на земельный участок проста и понятна. В то же время следует учитывать, что реализация отказа от права собственности возможна только при условии соблюдения требований гражданского законодательства относительно порядка реализации такого отказа.
Вместе с тем, отказаться от права собственности на земельный участок проблематично в случаях, если на нем  расположены объекты капитального строительства, права на которые зарегистрированы в ЕГРН. Согласно статье 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. То есть, произвести отказ от прав в отношении земельного участка, сохранив при этом право собственности на дом, не получится.
Решение о прекращении права собственности принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов. Желание правообладателя освободиться от бремени содержания земельного участка должно быть связано с юридической процедурой прекращения принадлежащего ему права.

Управление Росреестра по Владимирской области  информирует о преимуществах получения государственных услуг Росреестра в электронном виде
Управление Росреестра по Владимирской области обращает внимание граждан на возможность использования сервисов для получения в электронном виде всех наиболее востребованных государственных услуг Росреестра: регистрация прав, кадастровый учет и получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 
Получение государственных услуг в электронном виде представляет заявителям ряд преимуществ: возможность получения услуги из любой точки России, отсутствие необходимости предварительной записи и посещение офиса МФЦ, возможность получения информации о ходе предоставления государственных услуг в режиме  online, сокращение сроков регистрации.
Электронные сервисы позволяют получить общую информацию об объекте недвижимого имущества, его площади, адресе, зарегистрированных правах на него и наличии обременений. 
На сайте Росреестра, по адресу: https://rosreestr.gov.ru, можно  проверить статус поданной заявки/запроса на получение услуги, подать документы на государственную регистрацию прав в электронном виде,   подать заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы.
 Кроме того, на сайте ведомства размещена информация о кадастровых инженерах, имеющих актуальный квалификационный аттестат, для подбора специалиста в целях заключения договора на подготовку межевого или технического плана, а также справочная информация о земельных участках, их размерах, точном местоположении, в том числе на карте, а также информация о зарегистрированных правах на него. 
«Обращаем внимание заявителей на то, что для получения некоторых государственных услуг Росреестра в электронном виде необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП). Ее можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре. Порядок взимания платы, удостоверяющие центры определяют самостоятельно. Список сертифицированных центров доступен на официальном сайте Росреестра», - подчеркивает начальник Муромского отдела Ирина Викторовна Лапшина.

Управление Росреестра по Владимирской области  информирует о порядке изменения разрешенного использования земельного участка
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) установлено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
«Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений», - отмечает генеральный директор «Центра технической инвентаризации» Владимирской области Илья Сурков.
В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий. 
Перечни видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне (статья 30 ГрК РФ), в связи с чем при выборе вида разрешенного использования объекта недвижимости правообладателем такого объекта недвижимости, а также при определении возможности установления иных видов разрешенного использования в отношении объекта капитального строительства необходимо руководствоваться градостроительным регламентом. Основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка могут быть выбраны правообладателем самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований. Для выбора основного вида разрешенного использования правообладателю земельного участка необходимо обратиться в орган регистрации прав с соответствующим заявлением. Основной вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательном виде разрешенного использования не требуется.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 39 ГрК РФ.
«Самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования», - отмечает руководитель Управления Алексей Сарыгин.
Таким образом, ГрК РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. 
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37). 
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Управление Росреестра по Владимирской области информирует о понятии объекта незавершенного строительства и порядке государственной регистрации прав на него 
Здания, строения, сооружения, строительство которых не завершено, представляют собой  объекты незавершенного строительства.
В случае, если сведения об объекте незавершенного строительства отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), постановка объекта на государственный кадастровый учет осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на него.
В ЕГРН подлежат внесению сведения об объектах незавершенного строительства,  соответствующих определенным критериям. 
Во-первых, он должен являться объектом капитального строительства, то есть иметь прочную связь с землей, во-вторых, должны быть полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные работы. 
Например, замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью, что влечет за собой невозможность осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на него.
Требования к степени готовности объекта незавершенного строительства в настоящее время действующим законодательством не предусмотрены. 
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. 
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
«Регистрация права на объект незавершенного строительства позволит собственнику совершать сделки в отношении объекта, то есть его можно продать, подарить, или распорядиться иным способом, а также является эффективным способом защиты права собственности», - отметил заместитель руководителя Управления Александр Киреев.

Порядок внесения в ЕГРН сведений о возможности предоставления персональных данных правообладателя или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости
С 1 марта 2023 года  изменился  порядок получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). С указанной даты нельзя получить выписку из ЕГРН с личными данными собственника без его согласия. В выписке из ЕГРН больше не указывается  фамилия, имя и отчество собственников недвижимости, если выписку заказывает посторонний человек.
Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, регламентируется положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации). В силу части 5 статьи 7 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в ЕГРН, являются общедоступными в пределах, установленных законом.
Согласно положениям статьи 36.3 Закона о регистрации, предоставление персональных данных гражданина-правообладателя (лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости) о фамилии, имени, отчестве (последнее - при наличии) и дате рождения в составе выписки из ЕГРН, содержащей общедоступные сведения, предусмотрено только при наличии в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя, внесенной по заявлению таких лиц (их представителей).
При отсутствии такой записи персональные данные правообладателя предоставляются только лицам, имеющим право на получение сведений ограниченного доступа (указанным в части 13 статьи 62 Закона о регистрации), кадастровым инженерам (в случае, предусмотренном частью 16.2 статьи 62 Закона о регистрации), нотариусу (в случаях, предусмотренных частями 14 и 14.1 статьи 62 Закона о регистрации), а также отдельным категориям лиц, указанных в части 6 статьи 36.3 Закона о регистрации,  например, лицам, которые наряду с указанным гражданином владеют недвижимым имуществом на праве общей собственности, супругу (супруге) указанного гражданина, 
В соответствии с положениями части 4 статьи 36.3 Закона о регистрации заявление о возможности предоставления третьим лицам своих персональных данных направляется заявителем в орган регистрации прав по его выбору - в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения, либо в форме электронного документа через единый портал Госуслуг, официальный сайт Росреестра с использованием единой системы идентификации и аутентификации, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Кроме того, указанное заявление в форме электронного документа может быть направлено заявителем с использованием информационных технологий взаимодействия кредитной организации с органом регистрации прав без взимания платы с заявителя за направление указанного заявления. 
Также запись о возможности предоставления третьим лицам персональных данных может быть внесена в ЕГРН при внесении физическим лицом соответствующей отметки в заявление о государственной регистрации права на любой из поступающих в собственность лица объектов недвижимости или о государственной регистрации в его пользу в отношении любого объекта недвижимости ограничения права или обременения объекта недвижимости (в частности, сервитута, ипотеки, аренды, найма жилого помещения) одновременно с государственной регистрацией таких прав, ограничений права или обременений объекта недвижимости. Запись об этом вносится в ЕГРН в срок не более трех рабочих дней с момента поступления указанного заявления. 
Такое заявление может быть подано в отношении одного или нескольких объектов, принадлежащих правообладателю, либо в отношении которых в пользу указанного лица зарегистрированы ограничения права или обременения объектов недвижимости.
Наличие в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРН, или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости, является основанием для предоставления сведений о правообладателе: о фамилии, имени, отчестве и дате рождения третьим лицам в составе выписки из ЕГРН.
«Запись о возможности предоставления персональных данных правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости погашается на основании заявления правообладателя или вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего орган регистрации прав погасить данную запись», - отметил заместитель руководителя Управления Александр Киреев.