Управление Росреестра по Владимирской области информирует об использовании современных технологий в рамках осуществления государственного земельного надзора
К отношениям, связанным с осуществлением государственного земельного надзора, применяются положения Федерального закона от 31.07.2021 №248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (Федеральный закон № 248-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 указанного закона государственный контроль (надзор) направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
Для реализации поставленной задачи при осуществлении государственного земельного надзора в Управлении установлен принцип приоритета профилактических мероприятий над надзорными.
Для осуществления профилактических и надзорных мероприятий на высоком профессиональном уровне специалисты Управления используют имеющееся в распоряжении современное технологичное оборудование.
Так, например, при отсутствии у контролируемого лица возможности присутствовать при проведении профилактического визита, по его инициативе профилактический визит может быть проведен с помощью видео-конференц-связи.
Для исполнения непосредственно надзорных функций государственные инспекторы Управления по использованию и охране земель имеют в своем оснащении беспилотный летательный аппарат (БПЛА).
Определение территорий (кадастровых кварталов), на которых планируется применение БПЛА с целью проведения мероприятий в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) осуществляется Управлением ежегодно перед планированием лётного периода (апрель-октябрь) исходя из целей и задач государственного земельного надзора.
Руководитель Управления Алексей Сарыгин отметил: «Использование беспилотных летательных аппаратов позволяет государственным земельным инспекторам в дистанционном режиме осуществлять контрольно-надзорные мероприятия, в том числе мероприятия по профилактике нарушений требований земельного законодательства».
В 2023 году совершено 5 полетов на площади 1020 га, в 2024 году - 8 полетов на площади 1234 га.
Для проведения измерений на местности с целью последующего анализа и выявления наличия (отсутствия) признаков нарушений требований земельного законодательства специалисты Управления применяют высокоточное спутниковое геодезического оборудования (TOPCON Hiper SR), ежегодно проходящее поверку в аккредитованных организациях.
«Кроме того, при осуществлении надзорной деятельности специалисты Управления используют ведомственные автоматизированные федеральные информационные системы, позволяющие оперативно получать достоверную и актуальную информацию, минимизируя нагрузку по предоставлению документов в ведомство для контролируемых лиц», - подчеркнул начальник отдела государственного земельного надзора Денис Ломтев.
Актуальную информацию о функциях и деятельности Управления можно узнать в региональном блоке официального сайта Росреестра по адресу: https://rosreestr.gov.ru; а также на официальных страницах в социальных сетях:
Вконтакте - https://vk.com/club217485788,
Одноклассники - https://ok.ru/group/70000001750072,
Телеграмм https://t.me/rosreestr33.
Управление Росреестра по Владимирской области информирует об изменении вида разрешенного использования земельного участка
Нередко у владельцев земельных участков возникает вопрос, к какому виду разрешенного использования относится их участок, какую деятельность на нем можно осуществлять и как поменять основной вид разрешенного использования.
Разрешенное использование земельного участка – это дополнительная характеристика участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок.
Узнать вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из ЕГРН об основных характеристиках.
Запросить сведения из ЕГРН возможно несколькими способами: обратиться с заявлением в офис Многофункционального центра (МФЦ), а также через Интернет с помощью специализированных электронных сервисов.
«Разрешенное использование земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, должно соответствовать фактическому использованию этого участка», - отмечает генеральный директор «Центра технической инвентаризации» Владимирской области Илья Сурков.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется, в частности, в соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) конкретного муниципального образования (пункт 3 часть 1, пункт 3 часть 2, пункт 3 часть 3 статьи 8, пункт 2 часть 3 статьи 30 Градостроительного Кодекса РФ, (ГрК РФ)).
В состав ПЗЗ входят, в том числе градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними (часть 2, пункт 1 часть 6 статьи 30, часть. 1, 2, 2.1 статьи 37 ГрК РФ).
Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на один из предусмотренных регламентом видов для данной территориальной зоны. Порядок изменения будет зависеть от того, к какой из указанных категорий вид разрешенного использования относится (часть 3 статьи 37 ГрК РФ; пункт 3 статьи 85 Земельного Кодекса РФ).
Также следует учесть, что изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка. При этом в некоторых случаях изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не допускается (часть 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 ГрК РФ; подпункт 1 пункта 3 статьи 1, пункт 6 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
«Обращаем внимание, что изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости и связанных с нею платежей, таких как земельный налог», - отметил начальник отдела государственного земельного надзора Денис Ломтев.
Для изменения вида разрешенного использования нужно руководствоваться ПЗЗ. Эти правила формируются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Если ПЗЗ приняты уполномоченным органом, собственнику земельного участка необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выборе вида разрешенного использования участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ.
По общему правилу при наличии утвержденных ПЗЗ виды разрешенного использования земельных участков выбираются собственниками без внесения платы.
Управление Росреестра по Владимирской области информирует о порядке снятия объекта недвижимости с кадастрового учета
В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации) в кадастр недвижимости в качестве основных сведений, в том числе, вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Снятию с кадастрового учета подлежат как объекты капитального строительства, к которым относятся здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, так и земельные участки.
Объекты капитального строительства снимаются с кадастрового учета в случае прекращения своего существования, например, если объект был снесен или сгорел. Объект незавершенного строительства подлежит снятию с кадастрового учета при завершении строительства.
В случае, если права на объект капитального строительства были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), то снятие с кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется одновременно с прекращением права на него на основании соответствующего заявления и акта обследования, подготовленного кадастровым инженером.
«В данном случае в орган регистрации прав с соответствующим заявлением вправе обратиться как правообладатель объекта недвижимости, так и его представитель, наделенный соответствующими полномочиями, а также кадастровый инженер в соответствии с заключенным договором подряда», - уточняет генеральный директор «Центра технической инвентаризации» Владимирской области Илья Сурков.
В случае, если сведения о правах на объект капитального строительства в ЕГРН отсутствуют, с соответствующим заявлением и актом обследования в орган регистрации прав вправе обратиться собственник земельного участка, на котором располагался объект капитального строительства, прекративший сове существование.
Если объект недвижимости прекратил свое существование вследствие боевых действий и (или) в связи с наступлением чрезвычайной ситуации, то снятие с государственного кадастрового учета и (или) государственная регистрация прекращения права на него осуществляются на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления и прилагаемых к такому заявлению акта осмотра места нахождения объекта недвижимости в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 15 Закона о регистрации.
В соответствии с положениями статьи 69.1 Закона о регистрации исполнительные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления, проводят на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Согласно части 8 статьи 69.1 Закона о регистрации в случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости.
Порядок и основания снятия земельных участков с кадастрового учета регламентированы статьями 41, 60, 60.2, 70 Закона о регистрации.
Так, по общему правилу, земельные участки, права на которые зарегистрированы в ЕГРН могут быть сняты с кадастрового учета и права на них прекращены в результате их преобразования, например, раздела, объединения, одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости, за исключением случаев, если в соответствии с Законом о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
В данном случае заявителем в орган регистрации прав представляется соответствующее заявление, а также межевой план, подготовленный кадастровым инженером.
В ряде случаев решение о снятии с кадастрового учета земельных участков принимается органом регистрации прав без соответствующих заявлений при наступлении условий, установленных действующим законодательством.
«В настоящее время органом регистрации прав совместно с органами местного самоуправления ведется активная работа по актуализации данных, содержащихся в ЕГРН, приведению их в соответствие с требованиями Закона о регистрации», - отмечает руководитель Управления Алексей Сарыгин.
Управление Росреестра по Владимирской области информирует о проведении на территории области комплексных кадастровых работ
Понятие «комплексные кадастровые работы» (ККР) введено в земельное законодательство с 2015 года. Под ним понимаются кадастровые работы, выполняемые одновременно в отношении объектов недвижимости (земельных участков, зданий и сооружений, за исключением линейных объектов), расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов, или территориях садового некоммерческого товарищества, огороднического некоммерческого товарищества, гаражного кооператива, в границах единого, неразрывного элемента планировочной структуры.
Порядок проведения ККР установлен Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (Закон № 221-ФЗ).
ККР выполняются за счет предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам РФ и средств бюджетов субъектов, а также органов местного самоуправления, заказчиком работ является уполномоченный орган местного самоуправления.
«ККР предназначены для повышения качества управления и распоряжения объектами недвижимости, что в перспективе должно привести к устранению ошибок, допущенных в определении местоположения границ земельных участков, снижению количества земельных споров, повысить качество данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), сформировать налоговую базу», - отмечает руководитель Управления Алексей Сарыгин.
Проведение ККР предусмотрено Государственной программой «Национальная система пространственных данных», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации» 01.12.2021 № 2148.
Основанием для выполнения ККР является (ч. 1, 2 ст. 42.3 Закона № 221-ФЗ):
- государственный или муниципальный контракт - для работ, финансируемых за счет бюджетных средств;
- договор подряда - для работ, финансируемых за счет внебюджетных средств.
В результате выполнения ККР (ч. 2 ст. 42.1 Закона № 221-ФЗ):
- уточняется местоположение границ земельных участков;
- устанавливается (уточняется) местоположение на них зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН;
- обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания (в том числе многоквартирные дома) и сооружения (кроме линейных объектов);
- обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых в том числе улицами, набережными, скверами;
- обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
«По итогам выполнения ККР подготавливается карта-план территории, которая содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории, на которой проводились эти работы», - подчеркивает генеральный директор ООО «Центра технической инвентаризации» Владимирской области Илья Сурков.
На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в ЕГРН (ст. 42.4 Закона № 221-ФЗ, п. 7.2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Во Владимирской области в настоящее время проводятся ККР:
- МО Александровский район в границах кадастрового квартала с кадастровым номером: 33:01:001502;
- МО Петушинский район в границах кадастрового квартала с кадастровым номером: 33:13:010209;
- МО Кольчугинский район в границах кадастровых кварталов с кадастровыми номерами: 33:18:000302; 33:18:000325; 33:18:000512; 33:18:000543; 33:18:000544; 33:18:000551;
- МО Вязниковский район в границах кадастрового квартала с кадастровым номером: 33:21:020108;
- ЗАТО г. Радужный в границах кадастровых кварталов с кадастровыми номерами: 33:23:000108, 33:23:000109, 33:23:000112.
Извещения о начале проведения (выполнения) ККР на территории Владимирской области, а также извещения о проведении заседаний согласительных комиссий размещаются в региональном блоке официального сайта Росреестра по адресу: https://rosreestr.gov.ru/open-service/statistika-i-analitika/kompleksnye-kadastrovye-raboty-33/.
Информация о проведении ККР отражается также на Публичной кадастровой карте в разделе «кварталы», по номеру квартала.
Управление Росреестра по Владимирской области информирует об особенности признания жилых помещений домами блокированной застройки
Если квартиры в составе многоквартирного жилого дома соответствуют характеристикам жилого блока в жилом доме блокированной застройки, а дом блокированной застройки это жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок, а так же:
- имеет не более 3 этажей;
- количество блоков в жилом доме не превышает 10;
- блок предназначен для проживания одной семьи;
- имеет общие стены без проемов с соседними блоками;
- расположен на отдельном земельном участке;
- имеет выход на территорию общего пользования;
- строительство или реконструкция жилого дома осуществлялась без привлечения бюджетных средств,
то все собственники вправе обратиться в Росреестр (или совместным решением уполномочить одного из собственников на обращение) с заявлением об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об объектах недвижимости в части:
- вида объекта недвижимости на «здание»;
- назначения объекта недвижимости на «жилой дом»;
- вида разрешенного использования на «дом блокированной застройки»;
- исключения наименования объектов недвижимости (квартира).
«Изменения осуществляются по желанию правообладателей и только одновременно всеми собственниками помещений, в отношении всех квартир в многоквартирном доме», - отмечает руководитель Управления Алексей Сарыгин.
Представление каких-либо документов, подтверждающих соответствие заявленных объектов недвижимости домам блокированной застройки, признаки которых определены в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса, не требуется.
Заявление об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости представляется в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе: посредством личного обращения через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
На основании заявления органом регистрации прав будут внесены изменения в ЕГРН.
На основании части 1 Закона № 476-ФЗ блок, указанный в действовавшей до дня вступления в силу Закона № 476-ФЗ редакции пункта 2 части 2 статьи 49 ГрК (до 01.03.2022), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 ГрК, со дня вступления в силу Закона № 476-ФЗ, признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.
При этом из ЕГРН исключаются сведения о наименовании объектов недвижимости, не соответствующие данному виду разрешенного использования.
Кроме того, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета соответствующих изменений в отношении указанных домов, учтенных в ЕГРН в качестве помещений, орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета здание, в котором, по сведениям ЕГРН, они расположены.
Министр имущественных и земельных отношений Владимирской области Владимир Горланов подчеркивает: «Предусмотренный законодателем порядок изменения статуса объекта недвижимости позволяет гражданам в упрощенном порядке осуществить регистрацию прав на такие объекты».
Управление Росреестра по Владимирской области информирует о передаче в органы местного самоуправления правоудостоверяющих документов
31 июля 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2023 № 397-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 397-ФЗ), который установил обязанность Росреестра (его территориальных органов) в срок до 1 января 2025 года передать в органы местного самоуправления находящиеся на хранении оригиналы документов на бумажном носителе (вторые экземпляры свидетельств), удостоверяющих права на ранее учтенные земельные участки, сформированные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В настоящее время архив свидетельств на право собственности на землю образца 1991-1998 гг. передан Управлением на постоянное хранение в районные администрации области. Документы переданы в полном объеме в количестве 536311 единиц.
«Обращаем внимание граждан, что теперь заверенные копии и сведения из документов, удостоверяющих права на ранее учтенные земельные участки, запрашиваются и выдаются в районных администрациях», - отметил руководитель Управления Алексей Сарыгин.
«В настоящее время в большинстве территорий заявления на предоставление копий свидетельств принимаются в офисах МФЦ», - подчеркнул заместитель руководителя Управления Александр Киреев.
Материал подготовлен Управлением Росреестра
по Владимирской области