11 февраля, в России свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Единой дежурной диспетчерской службы. С 2009 года 11 февраля (11-й день 2-го месяца) отмечается как Европейский День экстренного вызова 112.
С 2010 года в каждом муниципальном образовании Российской Федерации организована работа Единой дежурной диспетчерской службы (службы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112), однако мало кто имеет представление о том, как она работает и какие функциональные обязанности у её сотрудников.
Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС) является органом повседневного управления территориальной подсистемы Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне и предназначена для координации действий дежурных диспетчерских служб (ДДС) предприятий и организаций, находящихся на территории муниципального образования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ЕДДС работает в круглосуточном режиме.
Единый номер вызова экстренных оперативных служб 112 в России используется в экстренных ситуациях и предназначен для вызова экстренных оперативных служб, когда вам требуется незамедлительная помощь: пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы, службы «Антитеррор». Во всех указанных случаях просто наберите номер 112, звонок попадёт к оперативному дежурному ЕДДС (оператору 112) и к Вам придут на помощь.
Номер 112 не заменяет существующие номера вызова экстренных оперативных служб, вы также можете звонить по номерам 101, 102, 103, 104.
Единый номер 112 работает как со стационарных телефонов, так и с любых сотовых телефонов, даже в случае отсутствия средств на счете или отсутствия SIM-карты. Звонок по единому номеру 112 бесплатный.
Несмотря на то, что оперативные дежурные ЕДДС отвечают на любой звонок по номеру 112, к сожалению, многие люди ввиду плохой информированности и непонимания всей серьёзности пользуются номером не по прямому назначению. В условиях жесткого лимита времени по телефонному звонку дежурные должны определить, какая помощь требуется в конкретной чрезвычайной ситуации, скоординировать работу экстренных оперативных служб, постараться успокоить пострадавшего и т.д.
Следует представлять основной круг задач, решаемых ЕДДС (подчеркнем – это экстренное реагирование) и воздержаться от звонка без веской на то причины. ЕДДС не имеет собственной специализированной техники и оборудования для ликвидации последствий аварий и происшествий, возникших в результате ЧС. Не стоит думать, что ЕДДС приедет и решит любую Вашу проблему. В обязанности оперативных дежурных ЕДДС (операторов «112») входит только доведение информации до соответствующих служб и координация их действий. ЕДДС лишь собирает информацию от служб и организаций района, участвующих в устранении последствий ЧС и происшествий. Существует большой процент обращений в ЕДДС по вопросам, не входящих в компетенцию оперативных дежурных, а являющихся, как правило, личными проблемами граждан.
ЕДДС не реагирует и не дает информации по следующим сообщениям:
- просьбы сообщить номера телефонов организаций, частных лиц, сотовых операторов, запись к врачу и т.д.
Для решения подобных вопросов нужно воспользоваться телефонным справочником. Исключение составляют только стационарные и короткие номера экстренных оперативных служб;
- другие личные проблемы граждан: потек кран, перегорела лампочка в подъезде, убежала собака соседей, укусил клещ, неисправен телефон, заявки на расчистку от снега уличной инфраструктуры и т.п.
Такие вопросы решаются гражданами лично либо через ТСЖ, обслуживающую организацию или путем обращения к уполномоченным специалистам администраций.
То есть при возникновении частных проблем, связанных с электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением, гражданам гораздо целесообразней обратиться в ресурсоснабжающую организацию напрямую. Это намного ускорит процесс разрешения проблемы.
Подобные звонки только перегружают линию вызова экстренных оперативных служб и иногда лишают попавших в беду возможности спасения.
Но если же кто-то всё-таки решил пошутить, то помните, что за заведомо ложный вызов экстренных оперативных служб по единому номеру 112 лицу грозит административная ответственность по ст. 19.13 Ко АП РФ «Заведомо ложный вызов специализированных служб» в виде штрафа. Нужно учесть, что при звонке вряд ли удастся сохранить анонимность. Даже при звонке без сим-карты оператор увидит уникальный номер и потенциально сможет идентифицировать личность звонящего. Если вызов был совершен по ошибке, стоит сообщить об этом оператору, иначе оператор системы будет вынужден дозвониться на ваш номер, чтобы убедиться, что все в порядке.
Дорогие сотрудники ЕДДС! От всего сердца поздравляем вас с праздником, благодарим за ваш нелегкий и очень важный труд и желаем всего самого доброго!