Администрация Киржачского района Владимирской области
Официальный интернет-портал

Экономика и финансы

По поручению Президента Российской Федерации № Пр-1111 Законом области от 25.12.2023 № 183-ОЗ «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в государственных программах области «Развитие образования», «Развития физической культуры и спорта» и «Развитие культуры» предусмотрены средства в общем размере 104 млн. руб. на иные межбюджетные трансферты на реализацию инициативных проектов, имеющих значение для жителей муниципальных образований (у образования 80,3 млн. руб., у культуры 13,5 млн. руб., у физкультуры 10,5 млн. руб.).
Инициативные проекта как форма участия граждан в управлении муниципальным образованием появилась в 2020 году, в 2021 году принят соответствующий областной закон. Областной закон во многом повторяет федеральный.
Согласно законодательству инициативный проект разрабатывается в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления. 
Внести в местную администрацию инициативный проект может:
- группа граждан, 
- орган территориального общественного самоуправления; 
- староста сельского населенного пункта; 
- иное лицо, определенное местной администрацией.
Инициативный проект до его внесения в местную администрацию подлежит рассмотрению на сходе, собрании или конференции граждан.
Отбор инициативных проектов на местном уровне
Местная администрация рассматривает проект либо проводит конкурсный отбор проектов (если их несколько по аналогичным проблемам). 
Далее местная администрация принимает решение:
- поддержать инициативный проект и представить его в областную конкурсную комиссию для прохождения областного конкурсного отбора;
- поддержать за счет собственных средств;
- отказать в поддержке.
Отказать в поддержке можно в следующих случаях:
- несоблюдение порядка внесения проекта;
- несоответствие инициативного проекта требованиям законов;
- невозможность реализации в связи с отсутствием у МСУ полномочий;
- отсутствие средств местного бюджета;
- наличие решения проблемы, описанной в проекте, более эффективным способом;
- признание проекта не прошедшим конкурсный отбор (в случае проведения отбора).
Согласно действующему областному закону, чтобы инициативный проект рассмотрела областная конкурсная комиссия, он сначала должен пройти отбор в муниципальном образовании, и по нему должно быть принято решение о поддержке и направлении в областную конкурсную комиссию для прохождения областного конкурсного отбора.
Отбор инициативных проектов на областном уровне
Старт конкурсного отбора дает уполномоченный орган – Министерство внутренней политики области (далее по тексту - МВП). Инициативные проекты поступают в МВП, обрабатываются и направляются на заключение в исполнительные органы, к сфере компетенции которых относится инициативный проект. Инициативный проект вместе с заключением направляется в областную комиссию и рассматривается ей.
Областная комиссия принимает решение о поддержке либо отклонении проекта на основании критерием, утвержденных областным законом (актуальность и социальная значимость проекта, степень участия жителей в софинансировании инициативного проекта и их трудовое участие, наличие технической документации и наличие права собственности муниципальных образований на объекты, строительство, реконструкцию или ремонт которых планируется осуществить в рамках реализации инициативного проекта).
Далее МВП направляет проект в исполнительные органы, к сфере компетенции которых относится инициативный проект, для учета при разработке, формировании и утверждении госпрограмм, а также при составлении областного бюджета.


Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации